Майя (viliamaya) wrote,
Майя
viliamaya

30-го мая 2013 года ушла из жизни Луция Августовна Даугавиете. Вечная память.

Оригинал взят у margenkau в 30-го мая 2013 года ушла из жизни Луция Августовна Даугавиете. Вечная память.
http://artbook2012.ru.xsph.ru/2013/05/31/30-го-мая-2013-года-ушла-из-жизни-луция-авгус/

30-го мая 2013 года ушла из жизни Луция Августовна Даугавиете. Вечная память.

31МАЙ

J9-zy5-RbOQ


aNpF21UmToY

.

nQmsDqP9AHk

О маме.

Пишет Мара Даугавиете.

http://maras-pictures.com/index.php/lit/63-mother

normal_1998-dom-s-angelom

Живопись Мары Даугавиете.

«Август Даугавиетис построил этот дом. Сначала он назывался Яудзуми, потом, когда выяснилось, что в Неретской волости уже есть дом «Яудзуми», переименовали в Эзеры. Кругом было множество озерков и болотцев, а в лесу большое торфяное болото Эзеринь.

normal_Neretskiy_senokos__Prodano

Живопись Мары Даугавиете.

Жену себе Август привез из Рите, что в 11 километрах от Нереты. Минна Ласмане была старшей в семье Яниса и Леоноры Ласман. Она нянчила остальных детей (Отса, Милду, Петериса), так как мама все время болела, лежала. Минне так надоело это, что она с радостью согласилась выйти замуж за самостоятельного хозяина. Было это примерно в 1905 году. Они были одногодки, 1880 года рождения. Старшая дочь – Эрмина (1910), затем родился Янис(1915), который умер во время войны, когда Минна с детьми была беженкой (в Латгалии), Август воевал в русской армии.

После 1-ой мировой войны, всем солдатам дали землю. У семьи стало 57 гектаров земли. Август с другом строили большой каменный хлев, с каретным сараем и столярной мастерской, из громадных валунов, которые огнем и водой кололи на части и муровали.
После войны родились Арнольд ( 1922) и Луция (1926). Была трудная крестьянская жизнь у родителей и привольное детство на природе у детей.

RTkVfjtJAvc

Луция больше всего боялась и не хотела стать «хозяйкой». Ей казалось это самой трудной и грязной работой. Лесник давал ей конфетку и спрашивал: «Будешь хозяйкой?» — она плакала. Сестра Эрмина вышла замуж и уехала жить в Мемеле, в «Индраны». Луция была «пастарите», последний ребенок у пожилых родителей. Первые 4 года она училась в Пилскалнской школе,  у крестной матери Дамбре, затем в Нерете у учительницы Луции Калнине.

Большая часть учеников ее класса, отпрыски еврейских лавочников, была расстреляна при немцах. Во время оккупации три года занятий не было. От бомбежек семья пряталась в погребе.  После войны, в 1945, доучивалась в Екабпилсе. Учитель Пормалис вел кружок керамики, Луция там занималась. Это изменило ее жизнь. Она возмечтала стать художником. Арнольд стал учителем в Неретской школе. Луция после окончания школы пошла преподавать в Мемельскую школу рисование, пение и физкультуру.

9sLmVpcrfew

Об этом рассказала Луция Кюзане в своем «Рассказе про Луцию Даугавиете». В середине учебного года, будучи отправлена директором в Ригу для покупки радио, она бросила работу и осталась в Риге, в надежде поступить в Академию художеств. Занималась на подготовительных курсах. Летом удалось поступить, правда, на скульптуру, а не на живопись, как хотела. Во время учебы познакомилась с будущим мужем, Владимиром Циммерлингом, приехавшим из Москвы, вместе с несколькими евреями ( в столице не брали в ВУЗы евреев, а в провинции – да).

KTHpkjbJsZ4

Их любовь в стенах Альма Матер дала плод – это и есть я, Мара Даугавиете. Однокурсники были рады. Это было в 1955 году. Меня, месячную, привезли в Ригу после каникул из Москвы, где я родилась 8 сентября. Луция устроилась работать ночной нянечкой в Дом Ребенка в Пумпури, чтобы меня там устроить. Каждый день, покормив меня, уезжала учиться в Ригу. Вечером обратно.

uEfmihWvOTc

В 1957 году, пара окончила Академию и переехала в Москву, к родителям отца. Семья жила в 11 метровой комнате Владимира, там же они и лепили скульптуры. Летом выезжали на дачу родителей сначала в Ильинку, а потом в Отдых, по Казанской железной дороге.

m1HsMYNEUqI

Жизнь в чуждой среде, под давлением чужих родителей (Исаак Ноевич и Дора Израилевна), Луция выдержала не долго. Уже в 1962 году, построив кооперативную квартиру на одолженные у множества знакомых деньги, она со мною переехала в еще не сданный окончательно дом на улице Усиевича,13.

8GdLxAfgsns

То, что не нравилось, разбивалось вдребезги, как  неудачные керамические блюда. Творческая жизнь складывалась удачно: часто давали творческие группы в Дзинтари. Мама меня брала с собой. Меня тоже пестовала. разрешала расписывать свои тарелки.

I9QGMvP42IQ

Среди скульптурных заказов на пионеров, керамика была как глоток свежего воздуха. Еще в Академии мама лепила собачек, овечек, детские мисочки. Мечтала сделать сама всю посуду для своего дома. А заказы приходилось брать – надо было расплачиваться с долгами за квартиру. Постоянное безденежье привело к тому, что почти ничего не осталось из керамики для себя – все безжалостно продавалось.

-tYSyOh-aMU

Мама говорит, что был такой период, что хотелось побыстрее отделаться от своих работ. Люди охотно раскупали необычные, образные блюда, исполненные с жизнелюбивым напором. Случайно сохранилось несколько блюд и напольная ваза, из тех сотен, что я перевидала в ее руках.

ecsQMLbBAlE

hO2ht4aEy3A

Очень много она дарила, направо и налево. Еще она без устали «катала» керамические бусы, стремясь обеспечить своей «глиняной ювелиркой» всю Москву.

rRE8G5wJ-Fg

Мама необычный человек. Сильная личность. Все, что она делает – интересно. Еще и увлекающийся: то учит языки, то коллекционирует книги, зачитываясь ночами напролет, то ежедневно смотрит фильмы великих режиссеров, активно участвует в киноклубе, то пишет акварелью, то шьет сумки или игрушки, то вяжет варежки (по ее словам «по композиции у нее всегда было 5!), то дворничает, то с головой уходит в садовые посадки в Чаупананах (сказываются деревенские корни!); и ведь возит из Москвы в Нерету саженцы малины и груш, выкапывает в брошенной деревне рассаду и перебрасывает на тысячу километров в Латвию. А то выращивает на подоконнике фиалки, продает их людям и покупает торты нам на угощенье. Играет с детьми и котятами, сочиняет загадки, и вдруг – стихи сочинит!

v0CfwbxKDRA

dmtb17V76TE

CS9-Dvyil5A

.

Ей 82. Она никогда не теряет надежды. И чувствует себя молодой. Когда ей случится посмотреться в зеркало, она говорит удивленно: «Неужели я такая старая? Я себя такой не чувствую».

NzTkU-eYNzU

Мама моя муза. Она всегда радовалась, что я рисую. Всегда поощряла меня к творчеству, и личным примером вдохновляла рисовать фигуру, всегда позировала сама, не стесняясь, даже обнаженной. Она увлечена моим творчеством, является моим первым ценителем и зрителем. Мое становление, как художника, ее главное увлечение всю жизнь.»

normal_2002-luciya-s-plodami

Мара Даугавиете. Портрет Луции (мамы).

Немногое из большого творчества Луции.

www.maras-pictures.com,

wl0q7ueaFBU

3lUh9hMkwM4

.

5tiR02vnhFA

.

6kLpHMM9cwc

.

hmxcMf9ulcY

.

HUOd_C4YeL8

.

jnDpnnwLzEw

.

K89C1-3mMwM

.

M60_evkvKhA

.

N_JiMsR9sSQ

.

o54rHpo2ptE

.

R4gSebwTJCg

.

r9uxd9yUaqg

.

snqMBVNYwOo

.

PDcK1PazV08

.

Помещаем здесь эссе Луции на картины Мары:

«Из коллекции картин Мары Даугавиете.»

normal_1999-stasrost-hudojnika

Живопись Мары Даугавиете

Для просмотра работ Мары Даугавиете обращаться по адресу:

www.maras-pictures.com,

Линия горизонта мягко изогнута, как линия тела, с выпуклостями, впадинами, заострениями. Ее местами перечеркивает силуэт одинокого деревца; вдали, в дымке, громоздятся чуть видимые розовые гряды горной породы.

В подножиях скал разбросаны камни – следы вековых движений земли. Пристальный взгляд находит между камнями группки спящих овец – от жары друг к другу тесно прижавшись тени ищущих.

Тоненькой раздвоенной тесьмой все пересекает голубо-серый ручей, то появляясь, то исчезая между камней.

Трава жухлая, но в расщелинах чуть видимо зеленеет.

Все тихо; в небе вдали беленькая точка – вроде бы облако. Козы в тени искривленных деревец застыли. Жара все объединила. Люди, их толпы, прошли куда-то вдаль. Торжественная тишина и гармония.

Состоялся пейзаж. В сторонке почти незаметные следы – МД. (Картина 1987 «Овцы в горах»)

Золотом поблескивает обрез старинной открытой книги о вечности ТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА ; перо, провожающее в путь.

Земная жизнь: гербарий из травинок и лепестков, песок, усилием воли превращенный в стекло, бумагу, ткани… Изломы черной материи. Основа всему – черный цвет, как символ неизбежности превращений вся и всех

И – серо-голубоватая необъятная бесконечность.    

(Картина 1988 «Черный натюрморт»)

Луция Даугавиете.

Tags: жизнь, художник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments